Парктроник — дистанционная защита автомобиля
Одна из главных задач технического оснащения автомобиля — обезопасить передвижение в условиях тесных городских улиц и парковок. Чтобы сделать маневрирование в процессе парковки более эффективным, был изобретен parking sensor или парктроник. Это дополнительная система дистанционных датчиков, предупреждающих о столкновении.
Благодаря электронике водитель вовремя замечает препятствия, в том числе расположенные в «слепой зоне», и реагирует остановкой либо сменой направления.
Принцип действия парктроника
Для установки датчиков выбраны наиболее удачные места, расположенные по линии периметра автомобиля: передний и задний бампер. Чувствительные элементы реагируют на любые преграды, которые появляются в зоне их действия, то есть на расстоянии 0,2-2 м от обоих бамперов. Происходит звуковое оповещение, а расстояние до преграды выводится на дисплей.
Датчики посылают вперед ультразвуковой сигнал, который возвращается в виде отраженных волн. Какая бы преграда не появилась в зоне охвата — дерево, угол гаража, другой автомобиль, скамейка — она отражает у/з сигнал и посылает его в обратном направлении. Информация, полученная датчиками, обрабатывается в электронном блоке и выводится на дисплей в цифровом или схематическом виде.
Одновременно водитель слышит характерный тревожный звук, который усиливается или повторяется с приближением препятствия. Когда расстояние до преграды становится критическим, то есть менее 0,3 м, звук становится громким и непрерывным.
Чем функциональнее система, тем надежней защищен автомобиль от столкновения. Если датчики охватывают максимальную зону вокруг транспортного средства, то водитель слышит звуковой сигнал, видит расстояние до преграды и успевает оперативно среагировать. Но неполная комплектация парктроника может уменьшить зону безопасности. Отсутствие некоторых датчиков приводит к тому, что преграда, скрытая от обзора, становится причиной наезда.
Рекомендации по выбору парковочного радара
Устройство парктроников различается типом посылаемых импульсов, а также количеством датчиков. Вторая характеристика часто является решающей при покупке системы. Специализированные магазины предлагают модели, в комплект которых входит от 2 до 10 чувствительных элементов. Важным считается не только общее число датчиков, но и место их установки.
Виды парктроников по количеству датчиков:
- Неэффективные и устаревшие системы с 2-3 датчиками. По мнению пользователей, они не справляются с выполнением главной функции — определением возможных преград. Чтобы безопасно двигаться во все стороны, необходимо наличие 4 датчиков на заднем бампере.
- Комплекты с 4 датчиками, фиксируемыми в задней части автомобиля. Они создают максимальную защиту в «слепой зоне», однако препятствия, находящиеся впереди, не замечают. Плюсом системы с 4 элементами признана невысокая стоимость, минусом — недостаточность обзора.
- Информативные и надежные системы с 6 датчиками, которые устанавливают «по кругу». Водители считают такие комплекты полноценными, обеспечивающими достаточный обзор недоступных зон. Монтаж производится по следующей схеме: 2 датчика устанавливают спереди, а 4 — сзади, с интервалом примерно 0,4 м. Существует возможность временного отключения передней или задней линии, то есть при желании водитель может пользоваться только задними или только передними датчиками.
- Дорогие и функциональные системы с 8-10 датчиками. Несмотря на высокую стоимость, они также являются востребованными, особенно у неопытных водителей. 8 чувствительных элементов реагируют на все препятствия, находящиеся вокруг автомобиля, поэтому создают максимально возможную защиту от столкновения. Эффективная система имеет один недостаток: она отвлекает водителя во время движения. Чтобы сократить количество срабатываний, датчики включают, когда трогаются с места или в момент торможения. Для отключения можно воспользоваться кнопкой.
Обратная связь с устройством осуществляется с помощью дисплея, установленного в удобном месте. На экран выводится информация о характере преграды, расстоянии до нее, траектории движения автомобиля. Расстояние показано в виде цифрового обозначения или шкалы с делениями. Второй вид считается более гибким и точным, так как посекундно отражает изменения параметров.
Чем дороже парктроник, тем более полные и точные данные отражены на дисплее. Некоторые модели указывают дату, время и температуру воздуха «за бортом». Тем, кому визуальный способ кажется неполным, производители предлагают устройства с голосовым сопровождением. Один из новейших способов передачи информации — схематическая или цифровая проекция на лобовое стекло.
Способы фиксации парктроника на автомобиль
Установка системы заключается в монтаже датчиков, проводов, дисплея и дальнейшем подключении. Дисплей в виде ЖК-монитора или узкого индикатора приклеивают к панели, провода протягивают под обшивкой. Максимальную сложность вызывает монтаж рабочих элементов — датчиков. Это небольшие цилиндрические детали, которые по способу фиксирования делятся на 2 группы:
- Врезные. На бамперах производят разметку и высверливают отверстия на расстоянии 0,3-0,4 м друг от друга. Это ниши для датчиков, к которым с внутренней стороны подключают проводку. Способ врезки считается наиболее надежным.
- Накладные. Самый простой способ, заключающийся в приклеивании датчиков. Однако всегда существует риск, что они отклеятся в процессе мойки автомобиля или из-за легкого механического воздействия. Преимущество — дешевизна.
Таким образом, при выборе системы радаров необходимо учесть конструкционные особенности парктроника, характер волн, количество датчиков и метод их установки.
|