10 главных причин перегрева мотора
Опытные автолюбители могут назвать не один десяток причин, по которым перегревается мотор. Одни из них выводят транспортное средство из строя надолго и требуют профессионального вмешательства, с другими можно справиться самостоятельно за короткий срок.
Двигатель внутреннего сгорания – устройство, преобразующий топливо в крутящий момент. Несмотря на постоянные усовершенствования, современные бензиновые модели имеют КПД всего 20-25%, остальные усилия тратятся на нагрев, преодоление механического сопротивления, топливные потери. Но тепла образуется много, вследствие чего для защиты от перегрева на автомобилях устанавливают систему охлаждения. Как только в охладительной системе происходит сбой, мотор также выходит из строя, причем иногда с серьезными последствиями. Поломки некоторых компонентов невозможно устранить своими руками, необходимо вмешательство специалистов или полная замена запчастей.
Как действовать, если из-под капота вырываются клубы пара, а стрелка температуры двигателя достигла критической зоны на шкале? Алгоритм действий прост: необходимо остановить машину на обочине или отъехать в сторону, заглушить мотор, поднять крышку капота и на полную мощность включить печку салона.
Рассмотрим 10 основных причин, из-за которых ваш автомобиль может остановиться посреди трассы с перегретым мотором. Зная их и некоторые нюансы ремонта, вы сможете устранить поломку самостоятельно или понять, что пора вызывать подмогу.
#1 – Снижение уровня антифриза
Объем антифриза, который заливают в расширительный бачок, снижается постепенно, по естественным причинам. Чаще всего происходят незаметные микроутечки. Как только объем охлаждающей жидкости снижается до критической отметки, происходит завоздушивание системы охлаждения. В результате этого она перестает охлаждать двигатель, и он перегревается.
Проверьте, достаточно ли охлаждающей жидкости в бачке, а заодно и его целостность. Обратите внимание на отметки: в районе «max» уровень антифриза должен находится при нагреве, выше «min» – при охлаждении. Если объема жидкости не хватает, и уровень ниже минимальной отметки, долейте необходимое количество. Не старайтесь заполнить бачок полностью – излишки выплеснутся наружу через перепускной клапан, как только произойдет нагрев.
#2 – Дефекты шлангов или радиатора
Радиатор охлаждения попадает под удары камней, выскакивающих из-под колес автомобилей, поэтому часто повреждается. Еще одна причина, по которой он может сломаться – естественный износ от старения.
Чтобы узнать, все ли в порядке с целостностью радиатора, осмотрите его со всех сторон, а заодно проверьте и ведущие к нему шланги. Если обнаружилась утечка, постарайтесь избавиться от нее одним из доступных способов. Заделав пробоину, возместите объем жидкости. Если поврежден резиновый шланг, идеальный выход – замена новым, но в случае крайней необходимости трещину или дырку также постарайтесь перекрыть с помощью подручных материалов.
Обратите внимание и на радиатор салонной печки – небольшой, но также подверженный поломкам. Это коварная деталь, так как в ней сложно определить место утечки, к тому же для ремонта придется разобрать половину авто.
#3 – Повреждение парового клапана
Для исправной работы системы охлаждения требуется давление, повышающее температуру кипения антифриза. Дело в том, что рабочая температура мотора нередко преодолевает порог 100-110°С. Чтобы давление держалось в нужных параметрах, крышку бака или радиаторный узел оснащают специальным паровым клапаном.
Самое неприятное, что может произойти при поломке клапана – разрыв радиатора. Но чаще охлаждающая жидкость просто закипает, соответственно, температура не регулируется, мотор перегревается. Учтите, что неполная затяжка крышки или ее потеря также могут привести к снижению давления в системе.
#4 – Загрязнение радиатора с внешней стороны
Небольшое запыление никак не влияет на работу узла, зато сильное загрязнение может полностью перекрыть доступ воздуха. Стоит опасаться глины и грязи, налипших после езды по пересеченной местности, а также таких сезонных неприятностей, как тополиный пух. Даже если все компоненты системы охлаждения будут исправны, она не сможет вовремя снизить температуру. Чтобы перегрева не произошло, регулярно промывайте все элементы радиатора и следите за его чистотой.
#5 – Загрязнение внутренних частей радиатора
Грязь пластична, поэтому со временем проникает внутрь радиатора. Это опасно сбоем работы охладительной системы: нарушается нормальная циркуляция антифриза. Также засоры могут случиться и по другим причинам:
- разрушение прокладок и уплотнителей;
- возникновение накипи на внутренних поверхностях;
- окисление радиаторных трубок.
- Защититься от засоров помогут профилактические меры – регулярная промывка всей системы дистиллированной водой или специально предназначенной для этого жидкостью.
#6 – Повреждение или разрушение кожуха вентилятора
Один из ключевых элементов системы охлаждения – вентилятор. У некоторых автомобилей он помещен в специальный кожух, без которого теряет свою функциональность. Задача кожуха – не только защищать вентилятор, но и усиливать поток воздуха. Если во время движения повредить или потерять эту защиту, работа системы охлаждения прекратится и двигатель перегреется.
#7 – Неисправность помпы
Помпа – это небольшой насос, который прокачивает антифриз по каналам системы охлаждения. Действие происходит за счет непрерывного движения крыльчатки, запущенной приводом газораспределительного механизма. В процессе эксплуатации автомобиля крыльчатка может неожиданно сломаться – повредиться или полностью отвалиться. В результате система охлаждения замирает, и мотор перегревается. Выход – установить новую крыльчатку.
#8 – Поломка электрики вентилятора
Особенность современных автомобилей – электронное подключение и регулировка элементов. Работа вентилятора принудительного охлаждения также управляется с помощью электрики, поэтому поломки могут произойти по самым разным причинам:
- обрыв проводки;
- неисправность моторчика;
- выход из строя предохранителя;
- полный отказ реле включения.
- Сложность в том, что найти дефект в электрической цепи бывает сложно. Если сломается датчик температуры антифриза, могут возникнуть сбои в определении скорости вращения и в функционировании вентилятора в целом. Из-за искаженных данных датчика происходит перегрев мотора, и чтобы это понять, требуется немало времени.
#9 – Выход из строя термостата
Термостат служит для регулировки температуры охлаждающей жидкости и, в зависимости от показаний, включает или выключает «большой круг». Перегрев может случится, если летом, в жару, термостат заклинит, и антифриз будет циркулировать только по «малому кругу» и просто не попадет в радиатор. Даже самые продвинутые и технологичные системы охлаждения не застрахованы от такого казуса, поэтому необходимо следить за исправностью термостата.
#10 – Неисправность прокладки блока цилиндров
Чего действительно стоит опасаться – так это возникновения трещины в блоке двигателя или прогара уплотнительной прокладки головки блока цилиндров. В результате повреждения газы, образующиеся в камере сгорания, попадают напрямую в систему охлаждения. Происходит сильный локальный перегрев, вплоть до коробления поверхностей. За этим следует кипение жидкости в расширительном бачке, а в качестве еще одного неприятного «сюрприза» – попадание в систему моторного масла.
Самостоятельно менять прокладку на месте не рекомендуется, требуется профессиональная помощь.
|